|
Educational resources of the Internet - Art. Образовательные ресурсы Интернета - Искусство. |
||
Серия "Великие композиторы" №11, 2006 - 16 с.
Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 (18) марта
1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская
губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель,
музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний,
симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат,
камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.
Формат: pdf / zip "Великие композиторы" № 11 (Море и музыка...)
Размер: 2,4 Мб
Римский - Корсаков Николай Андреевич
[6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне
Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр,
общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил
образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого
(1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и
Южная Америка). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861
стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под
руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Римского-Корсакого большое
творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862—65; 2-я редакция 1874). В
60-х гг. написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в
том числе музыкальную картину «Садко» (1867, окончательная редакция
1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868, позже названную сюитой, окончательная
редакция 1897); оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872,
окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная деятельность
Римского-Корсакого значительно расширилась: был профессором
Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров
военно-морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной
школы (1874—81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы
(1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве
дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление
творчества Римского-Корсакого тех лет во многом определялось его
глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х
гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно
древнейшим его пластам). Он составил сборник «100 русских народных
песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И.
Филипповым («40 песен», изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией
народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю,
1878) и особенно в «Снегурочке» (по А. Н. Островскому, 1881) — одном из
наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Римского-Корсакого, а
также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь перед
рождеством» (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство
симфонических произведений, в том числе «Сказка» (1880), «Симфониетта на
русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада»
(1888), увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й половине 90-х гг.
творчество Римского-Корсакого приобрело исключительную интенсивность и
разнообразие. После оперы-былины «Садко» (1896), с её красочным
контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических
«подводных» сцен, Римский-Корсаков сосредоточивает внимание на
внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической
выразительности проявляется в романсах (1897—98), операх «Моцарт и
Сальери» (на текст А. С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к
опере «Псковитянка», 1898) и наиболее полно раскрывается в опере
«Царская невеста» (по Мею, 1898) — напряженно-экспрессивной драме на
историко-бытовой основе. Опера «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину,
1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации
народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание
времени проявилось и в величественной опере-легенде «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), и в двух операх-сказках:
«Кащей бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907).
Творчество Римского-Корсакого глубоко самобытно и вместе с тем развивает
классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм,
совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с
М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика
Римского-Корсакого выявляются в произведениях, связанных с миром
сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными
картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный
живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики,
искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Римского-Корсакого
ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные
народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных
мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку,
значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его
ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством
оттенков, красочностью и блеском.
Основная область творчества Римского-Корсакого — опера. 15 его опер
представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических,
композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая
тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства.
Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакого не только
сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать
мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и
справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал
пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он
выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного
музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются
самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море
синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в
операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде
Китеже».
Симфоническое творчество Римского-Корсакого представлено жанровыми
произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой
народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также
характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно
живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»).
Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного
сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких
музыкальных форм, как увертюра и сюита.
Творчество Римского-Корсакого — ярчайшая страница в истории русской
культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не
исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль
сыграла самоотверженная редакторская работа Римского-Корсакого,
благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского
искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина,
«Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию
совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки).
Исключительное значение имела педагогическая деятельность
Римского-Корсакого. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200
учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М.
Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А.
Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Некоторые из них сыграли
затем важную роль в формировании профессиональной музыки народов СССР.
Частичным обобщением педагогического труда Римского-Корсакого явились
его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга «Летопись
моей музыкальной жизни» (1909), освещающая важнейший период становления
русской музыки, — ценный исторический документ.
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."
.
|
||
|