Educational resources of the Internet - Art.

  Образовательные ресурсы Интернета - Искусство.

        Главная страница (Содержание)

   


Правообладателям

Музыка в истории культуры. В 2 т. Чередниченко Т.В.

М.: 1994. — 429 с.  





В лекциях очерчена масштабная картина истории музыкального искусства различных типов (народное творчество, профессиональное развлекательное музицирование, церковная и светская композиция), регионов и эпох. История музыки рассматривается как часть истории культуры. Сводя к минимуму использование специальных музыковедческих терминов, автор пытается раскрыть глубинные связи внутренних проблем музыкального творчества с тенденциями философского, религиозного, социального самосознания общества.
 

 

Формат: doc         

Размер:  5,1 Мб

Смотреть, скачать:    yandex.disk  

 

 

 

 


Том 1
К ЧИТАТЕЛЮ 9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 13
Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 24
Лекция 1. ЗВУЧАЩЕЕ И НЕЗВУЧАЩЕЕ В МУЗЫКЕ 24
1 Парадокс музыки. 24
2. Пение и инструментальная игра. 25
Музыка есть модель чистого мышления. 31
3. Музыкальный звук - реальный и идеальный. 32
Идеальный звук 35
ПРИМЕЧАНИЯ 41
Лекция 2. ЗВУКОВАЯ СТРУКТУРА КАК СМЫСЛ И ЦЕННОСТЬ 45
1. «Что» и «как» в искусстве. 45
2. Близость технического, логического и эстетического аспектов описания музыки указывает на специфику музыкального языка и его понимания 46
3. Правила техники и качество произведения. 49
4. Системность музыкальных норм. 51
ПРИМЕЧАНИЯ 62
Лекция 3. ГАРМОНИЯ 66
1. Термин «гармония» 67
2. Лад (латинский аналог этого русского слова - «modus», т.е. мера, размеренность, соблюдение меры 68
3. Экмелика (буквальное значение древнегреческой основы термина - «внемелодический») 69
4. Звукоряд 69
5. Интервал (буквальное значение этого латинского слова - «промежуток») 77
6. Аккорд (итал. accordo, от позднелат. accordare - «согласовывать») 81
8. Ладовые системы и образы движения. 85
Движение-проявление (обнаружение, воплощение) 87
Образ развития выражается в тональной ладовой системе 88
ПРИМЕЧАНИЯ 92
Лекция 4. ОТ ГАРМОНИИ К ФОРМЕ, или как абстрактные законы лада (например, тональности) превращаются в конкретное произведение (например, «Лунную сонату») 94
1. Гармония и форма. 94
2. Фактура. Лат. «factura» означает «обработка», от «facio» - «делаю». 95
Пуантилизм - это полифония, в которой от мелодий-тем остались только единичные звуки-точки. 99
З. Ритм (от греч. глагола, означающего «теку») 100
РОНДО 114
СОНАТНАЯ ФОРМА. 114
ПРИМЕЧАНИЯ 122
Лекция 5. ТИПЫ МУЗЫКИ 123
1. Музыка и «музыки». 123
2. Типы музыкального творчества. 125
3. «Обочины» (?) и «магистрали» (?) музыкальной истории. 137
ПРИМЕЧАНИЯ 139
ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ПЕРВОЙ 141
Музыкальный звук 141
Звуковая структура 141
Гармония 142
Фактура 142
Ритм 142
Композиционные типы 142
Типы музыки 142
Часть 2. ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ (ИСТОРИЧЕСКИ «МЕДЛЕННЫЕ») МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ 142
Лекция 6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР 143
1. Многообразие народной музыки. 143
2. Общие черты фольклорного музицирования 145
3. Фольклорно-музыкальные пласты. 149
4. Архаичный фольклор (касс. 2, 3) 153
5. Классический фольклор (касс. 4,5,6) 157
6. Поздний и вырожденный фольклор. 160
7. Фольклор и профессиональная музыка. 165
ПРИМЕЧАНИЯ 167
Лекция 7. МЕНЕСТРЕЛЬСТВО 169
1. Устойчивое и мимолетное в развлекательной музыке. 169
2. Метаисторические константы музыкальных развлечений. 174
3. Музыкальные увеселения в Средние века (касс. 7-9). 180
4. Городская развлекательная музыка XVIII-XIX веков. 188
5. Мировые тенденции и особые варианты поп-музыки XX века. 195
6. Поп-музыка в аранжировке видеоклипа. 203
ПРИМЕЧАНИЯ 207
Лекция 8. КАНОНИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ 209
1. Фольклор, менестрельство и культуры канонической импровизации 209
2. Каноническая импровизация и письменная композиция 211
3. Типологические винегреты джаза и рок-музыки. 213
4. Основные черты «большой» канонической импровизации. 216
5. Древнегреческая идея музыки и ее влияние на европейские, ближне- и средневосточные традиции. 223
6. Христианская монодия, 226
7. Макомат 232
8. Рага. 236
ПРИМЕЧАНИЯ 238
ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ВТОРОЙ 240
Фольклорное музицирование 240
Менестрельство 240
Каноническая импровизация 241


Том 2-й
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 247
Часть 3. ОПУС-МУЗЫКА: ИСТОРИЯ НОВАЦИЙ 258
Лекция 9. КАНОНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Музыкальные революции XI-XVI веков 258
1. От канонической импровизации к канонической композиции 258
2. Линейная нотация и искусство контрапункта. 259
З. Звукогеометрическое «богословие» Ars Antiqua. 261
4 Ученая игра Ars nova. 268
5. Совершенное мироздание «строгого письма». 274
КАНОН (касс. 77; см. также Лекцию 4, раздел 2) 276
имитация (касс. 23) 276
6. На пороге оперы 283
ПРИМЕЧАНИЯ 287
Лекция 10. ОТ ОПЕРЫ К СИМФОНИИ. Музыкальные революции XVII-XVIII веков и автономная (постканоническая) композиция 289
1. Революция Каччини. Опера. 289
2. Генерал-бас и автономное искусство. 295
3. Кантатно-ораториальные жанры. 297
4. Инструментальная музыка. Театральная и аллегорическая программность. 302
5. Великий синтез И.С.Баха. 306
6. Фуга, ария, вариации и сонатно-симфоническая тема. 309
7. Мангеймский переворот и рождение симфонизма. 311
8. Симфония и идея абсолютной музыки. 313
9. Специфика русского пути. 319
ПРИМЕЧАНИЯ 322
Лекция 11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА. Бетховен и «традиция революционеров» 326
1. Западная модель: индивидуальное как революционное. 326
2. Бетховенский симфонизм: «история» и «мгновение». 328
3. Мгновение как «история»: эстетика романтической миниатюры. 330
4. История как «мгновение»: эстетика симфонической поэмы. 333
5. «Гипертрофия» и «норма» в опере и симфонии. 336
7. Предчувствие новой музыки. 344
ПРИМЕЧАНИЯ 345
Лекция 12. РУССКАЯ МУЗЫКА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ. Глинка и революции традиционалистов 348
1. Русская модель: исторически-истинное как соборное. 349
2. Синтез духовного концерта, симфонии и романса в глинкинской опере. 353
3. «Свое» и «чужое», картинное и психологическое в симфоническом наследии Глинки. 358
4. «Старое» и «новое» в последних замыслах Глинки и неоканоническая перспектива. 361
5. Хоровая соборность и сольный монолог в опере 1860-1920-х годов. 362
6. Картинность и психологизм в симфонической музыке 1860-1920-х годов. 365
7. «Свое» и «чужое»: князь Игорь и хан Кончак, царь Додон и Шемаханская царица. 370
8. Отчуждение своего и освоение чужого: начало новой музыки XX века. 374
ПРИМЕЧАНИЯ 379
Лекция 13. НОВАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА. Замедление истории 383
1. Взаимообратимость вчера и завтра в музыке XX века. 384
2. Специфика музыкального сегодня. 387
3. Календарь из сплошных «завтра». 391
1910-50-е годы: серийная (додекафонная) композиция; сериализм. 391
1950-70-е годы: алеаторика, вариабельная композиция, индетерминированная композиция 393
1950-70-е годы: электронная музыка. 394
1960-90-е годы: сонорика 395
1960-90-е годы: минимализм 395
1950-80-е годы: инструментальный театр (хэппенинг). 397
1970-90-е годы: мультисенсорные процессы, или музыка окружающей среды. 398
4. Календарь из сплошных «вчера». 399
1910-20-е годы: французский дадаизм и итальянский футуризм. 399
1930-50-е годы дадаизм-футуризм развернулся в конкретную музыку: 400
1920-50-е годы: неоклассицизм. 400
1910-1990-е годы: неофольклоризм. 401
1970-90-е годы: неоромантизм. 402
1980-90-е годы: «новая простота». 403
5. Материал может быть любым: старая «мировая музыка» сегодня. 404
6. Конструкция самоценна: грядущее отношение к миру в сегодняшней музыке. 407
Фон - альтернатива слушаемому произведению. 409
7. Абсурдистский смех и сакральный канон. 411
8. Великая музыкальная деревня. 414
9. Великий музыкальный «поселок городского типа» (советская опус-музыка). 415
10. «Дороги нет, но надо идти вперед». 420
ПРИМЕЧАНИЯ 423
ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ 427
Композиция XI - XVI веков 427
Опера и симфония 428
Бах 428
Традиция Бетховена 428
Западноевропейская романтическая композиция 428
Русская музыка XVIII - XX веков 428
Новая музыка XX века 429
ОГЛАВЛЕНИЕ 429
 

 


О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."


 

 

.

 

 

 

Общеобразовательные

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение:

Сайты

Книги

Рисование

Музыка

Рефераты

История

Культурология

Литература

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия 

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и др.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки 

Справочники

Рефераты

Прочее

Помоги нашему сайту alleng!
Задонатить можно здесь:





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Copyright  © 2006-2024    alleng.me, alleng.ru, alleng.org,  Russia,   info@alleng.me 

         

Контакты