Educational resources of the Internet - Literature.

  Образовательные ресурсы Интернета - Литература.

        Главная страница (Содержание)

   


Правообладателям

История русской литературы XVIII века.  Лебедева О.Б.

М.: 2000. - 416 с.





В учебнике литературный процесс эпохи рассмотрен как история возникновения, развития, взаимодействия и смены жанровых моделей русской литературы. Каждое литературное явление представлено в контексте общих тенденций литературного процесса. Дается общая периодизация русской литературы XVIII века, культурной эпохи Петра I. Отдельные главы посвящены творчеству Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Фонвизина, Карамзина, Крылова, Державина, Радищева. В учебнике представлен целостный анализ текстов,входящих в список обязательной литературы по курсу. Для студентов-филологов университетов и педагогических институтов, для учителей-словесников школ, колледжей и лицеев.

 

 

Формат: doc  

Размер:  1,9 Мб

Скачать:   drive.google  

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение в историю русской литературы XVIII в.
• Особенности философской картины мира в рационалистическом мировосприятии
• Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества
• Рационалистический тип эстетического сознания и его приоритеты: мысль, разум, идеал
• Периодизация русской литературы XVIII в.

Литература первой трети XVIII в.
• Общественно-политическая и культурная атмосфера эпохи государственных преобразований
• Безавторские гистории первой трети XVIII в.: бытовая проза. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском»
• Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы

Классицизм как художественный метод
• Понятие классицизма
• Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма
• Эстетика классицизма
• Своеобразие русского классицизма
• Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова
• Регламентация жанровой системы русской литературы в эстетике А. П. Сумарокова
• Реформа стиля литературного языка М.В. Ломоносова

Поэтика жанра сатиры в творчестве А.Д. Кантемира (1708—1744)
• Место сатиры в творчестве Кантемира
• Жанровые разновидности сатиры. Генетические признаки ораторских жанров
• Особенности словоупотребления: слова с предметным значением и абстрактные понятия
• Типология художественной образности и особенности вещного мирообраза сатиры
• Сатира как жанр и как эстетическая тенденция русской литературы XVIII в.

Жанровые разновидности оды в лирике М.В. Ломоносова (1711—1765)
• Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова
• Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
• Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением
• Типология художественной образности и особенности понятийного мирообраза торжественной оды
• Духовная и анакреонтическая оды как лирические жанры

Творчество В. К. Тредиаковского (1703—1769)
• Метрико-стилевое своеобразие переходной лирики Тредиаковского. Силлабические стихи
• Силлабо-тоника индивидуального метра. Стихи ломоносовских метров
• Переводы западноевропейской прозы. «Езда в остров Любви» как жанровый прообраз романа «воспитания чувств»
• «Тилемахида» как жанровая модель политико-государственного воспитательного романа-эпопеи.

Драматургия и лирика А. П. Сумарокова (1717—1777)
• Жанровый универсализм литературного наследия Сумарокова и его эстетические тенденции
• Основы жанровой типологии трагедии и комедии
• Поэтика жанра трагедии в его преемственных связях с одой. Стилистика, атрибутика, пространственная организация текста
• Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии
• Поэтика жанра комедии в его генетических связях с сатирой и трагедией
• Каламбурное слово и функция двоящихся понятий в комедийном конфликте
• Типология художественной образности: люди — вещи и люди — идеи
• Типология развязки как показатель жанрового синкретизма комедий Сумарокова
• Жанровый состав лирики Сумарокова. Поэтика жанра песни: песня и трагедия
• Поэтика жанра басни: басня и комедия
• Место литературной пародии в творчестве Сумарокова и в русском литературном процессе

«Комедия нравов» в творчестве В. И. Лукина (1737—1794)
• Идеология и эстетика «прелагательного направления» драматургии в теоретических работах В. И. Лукина
• Поэтика комедии «Мот, любовью исправленный»: амплуа говорящего персонажа
• Поэтика комедии «Щепетильник»: синтез одо-сатирических жанровых формант

Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. как индикатор жанровых тенденций в литературе переходного периода
• Общественно-политическая и культурная ситуация первых лет царствования Екатерины II
• Спор о сатире и крестьянский вопрос как идеологическая и эстетическая категории сатирической публицистики
• Одический и сатирический мирообразы в публицистике «Трутня» и «Живописца»

Повествовательная проза 1760—1770 гг.
• Пути развития русской художественной прозы
• Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф.А. Эмина
• Поэтика и жанровое своеобразие романа М.Д. Чулкова «Пригожая повариха»

Лиро-эпическая поэма 1770—1780 гг.
• Бурлеск как эстетическая категория литературы переходного периода и форма словесного творчества
• Ирои-комическая поэма В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх». Пародийный аспект сюжета
• Условно-фантастический и реально-бытовой планы сюжетосложения
• Формы выражения авторской позиции как фактор эстетики и поэтики повествования
• Ирои-комическая поэма И. Ф. Богдановича «Душенька». Эстетический смысл интерпретации «чужого» сюжета
• Миф и фольклор в сюжете поэмы
• Эстетика бытописания
• Ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции. Автор и читатель в сюжете поэмы

Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792)
• Говорение как драматическое действие в комедии «Бригадир»
• Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии «Недоросль»
• Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»
• Проблема жанрового своеобразия комедии «Недоросль»

Поэтика стихотворной высокой комедии: «Ябеда» В. В. Капниста (1757—1823)
• «Ябеда» и «Недоросль»: традиция прозаической высокой комедии в стихотворной разновидности жанра
• Функции каламбурного слова в комедии «Ябеда»: характерологическая, действенная, жанрообразующая, миромоделируюшая
• Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии

Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина (1743—1816)
• Контрастность и конкретность образно-стилевых структур в лирике Державина 1779—1783 гг.
• Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица»
• Эстетическая категория личности в лирике Державина 1790—1800 гг.
• Эмпирический человек в «домашней» поэзии. Бытописательные мотивы лирики
• Человек в контексте социальных связей. Сатира Державина
• Человек — современник своей исторической эпохи. Батальная лирика
• «Тайна национальности». Анакреонтическая поэзия
• Бытийные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах

Пародийные жанры в творчестве И.А. Крылова (1769—1844)
• Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
• Традиции русской сатирической публицистики в «Почте духов»
• Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
• Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет

Жанровая система русской сентименталистской прозы в творчестве А.Н. Радищева (1749—1802)
• Сентиментализм как литературный метод
• Своеобразие русского сентиментализма
• Идеологические позиции раннего Радищева
• Типологическая структура повествовательной прозы Радищева. «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»
• «Житие Ф.В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа
• «Путешествие из Петербурга в Москву». Струкгура повествования как модель процесса познания
• Проблема автора и героя
• Особенности композиции и сюжетосложения
• Жанровое своеобразие «Путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
• «Дневник одной недели». Проблема художественного метода Радищева

Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766—1826)
• Повествование в «Письмах русского путешественника»: очерковый, публицистический, художественный аспекты как прообраз романной структуры
• Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства и ее реализация в оппозиции «автор — герой»
• Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
• Эволюция жанра исторической повести: от «Натальи, боярской дочери» и «Марфе-посаднице»
• Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм»
• Поэтика романного повествования в «Рыцаре нашего времени»

 


О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."


 

 

.

 

 

 

Общеобразовательные

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература:

К уроку литературы

К сочинению

Анализ текста

Готовые сочинения

Экзамены, тесты

Студентам

Кратк. содержание

Произведения

Рефераты

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия 

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и др.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки 

Справочники

Рефераты

Прочее

Помоги нашему сайту alleng!
Задонатить можно здесь:





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Copyright  © 2006-2024    alleng.me, alleng.ru, alleng.org,  Russia,   info@alleng.me

         

Контакты