Educational resources of the Internet - Literature.

  Образовательные ресурсы Интернета - Литература.

        Главная страница (Содержание)

   


Правообладателям

Теория литературы. Хализев В.Е.

4-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 405 с.





Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. Первые две главы посвящены общему литературоведению, т. е. учению о художественной словесности и искусстве как таковом. Далее, в третьей главе, рассматривается коммуникативная сторона литературы (восприятие словесных текстов и их функционирование). Четвертая и пятая главы — о поэтике, составляющей центр науки о литературе (учение о составе и структуре отдельных произведений и их групп). И, наконец, в шестой главе говорится о генезисе литературного творчества и закономерностях развития литературы. В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ, как отечественных, так и зарубежных. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст. Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов
 

 

Формат: pdf         

Размер:  10,1 Мб

Смотреть, скачать:  drive.google  

 

 

 

 

Содержание
Введение 7
Глава I. О сущности искусства 14
1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей 15
§ 1. Эстетическое: значение термина 15
§ 2. Прекрасное 16
§ 3. Возвышенное. Дионисийское 18
§ 4. Эстетическое и картина мира 21
§ 5. Эстетические эмоции 25
§ 6. Место и роль эстетического в жизни человека и общества 29
§ 7. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и эстетизм 30
§ 8. Эстетическое и художественное 36
2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 38
§ 1. Теория подражания 39
§ 2. Теория символизации 39
§ 3. Типическое и характерное 41
§ 4. Личностное начало как объект художественного освоения 44
3. Тематика искусства 49
§ 1. Значения термина «тема» 49
§ 2. Вечные темы 51
§ 3. Культурно-исторический аспект тематики 52
§ 4. Искусство как самопознание автора 56
§ 5. Художественная тематика как целое 58
4. Автор и его присутствие в произведении 61
§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства 61
§ 2. Идейно-смысловая сторона искусства 63
§ 3. Непреднамеренное в искусстве 66
§ 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение 68
§ 5. Искусство и игра 70
§ 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо 71
§ 7. концепция смерти автора и ее критика 73
5. Типы авторской эмоциональности 75
§ 1. Героическое 76
§ 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение 78
§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика 79
§ 4. Трагическое 82
§ 5. Смех, комическое, ирония 85
6. Назначение искусства 88
§ 1. Художественная ценность. Катарсис 88
§ 2. Искусство в контексте культуры 91
§ 3. Спор об искусстве и его призвании в XX веке. Концепция кризиса искусства 97
Глава II. Литература как вид искусства 100
1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 100
2. Художественный образ. Образ и знак 101
3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 103
4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 107
5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 109
6. Литература и синтетические искусства ПО
7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 112
8. Литература и мифология 115
§ 1. Миф: значение слова 115
§ 2. Исторически ранние мифы и литература 117
§ 3. Мифология Нового времени и литература 121
§ 4. Миф в аспекте аксиологии 123
Глава III. Функционирование литературы 127
1. Герменевтика 127
§ 1. Понимание. Интерпретация. Смысл 128
§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики 130
§ 3. Нетрадиционная герменевтика 132
2. Восприятие литературы. Читатель 133
§ 1. Читатель и автор 133
§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика 136
§ 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы 137
§ 4. Литературная критика 139
§ 5. Массовый читатель 140
3. Литературные иерархии и репутации 142
§ 1. «Высокая литература». Литературная классика 142
§ 2. Массовая литература 147
§ 3. Беллетристика 151
§ 4. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения 155
4. Литература — элита — народ 160
§ 1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы 160
§ 2. Народность в литературе 163
Глава IV. Литературное произведение 169
1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 169
§ 1. Поэтика: значения термина 169
§ 2. Произведение. Цикл. Фрагмент 171
§ 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание 174
2. Мир произведения 183
§ 1. Значение термина 183
§ 2. Персонаж и его ценностная ориентация 185
§ 3. Персонаж и писатель (герой и автор) 192
§ 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм 195
§ 5. Портрет 204
§ 6. Формы поведения 207
§ 7. Говорящий человек. Диалог и монолог 216
§ 8. Вещь 221
§ 9. Природа. Пейзаж 225
§ 10. Время и пространство 231
§ 11. Сюжет 233
3. Художественная речь. (Стилистика.) 242
§ 1. Художественная речь и иные виды речевой деятельности 242
§ 2. Состав художественной речи 245
§ 3. Литература и слуховое восприятие речи 247
§ 4. Поэзия и проза 249
§ 5. Специфика художественной речи 252
4. Текст 254
§ 1. Текст как понятие филологии 254
§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии 256
§ 3. Текст в постмодернистских .концепциях 259
5. Неавторское слово. Литература в литературе 261
§ 1. Разноречие и чужое слово 261
§ 2. Стилизация. Пародия. Сказ 263
§ 3. Реминисценция 267
§ 4. Интертекстуальность 272
§ 5. Слово неавторское и авторское 274
6. Композиция 276
§ 1. Значение термина 276
§ 2. Повторы и вариации 277
§ 3. Мотив 279
§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания 283
§ 5. Субъектная организация; «точка зрения» 286
§ 6. Со- и противопоставления 288
§ 7. Монтаж 290
§ 8. Временная организация текста 292
§ 9. Содержательность композиции 296
7. Принципы рассмотрения литературного произведения 298
§ 1. Описание и анализ 298
§ 2. Литературоведческие интерпретации 300
§ 3. Контекстуальное изучение 305
Глава V. Литературные роды и жанры 308
1. Роды литературы 308
§ 1. Деление литературы на роды 308
§ 2. Происхождение литературных родов 311
§ 3. Эпос: повествование и его субъект 312
§ 4. Драма 317
§ 5. Лирика 322
§ 6. Межродовые и внеродовые формы 330
2. Жанры 333
§1.0 понятии «жанр» 333
§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам 335
§ 3. Роман: жанровая сущность 338
§ 4. Жанровые структуры и каноны 345
§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров 349
§ 6. Жанровые конфронтации и традиции 351
§ 7. Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью 353
Глава VI. Закономерности развития литературы 356
1. Генезис литературного творчества 356
§ 1. Значения термина 356
§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества 357
§ 3. Культурная традиция в ее значимости для литературы 362
2. Литературный процесс 367
§ 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы 367
§ 2. Стадиальность литературного развития 368
§ 3. Литературные общности (художественные системы) XIX—XX вв. 371
§ 4. Региональная и национальная специфика литературы 376
§ 5. Международные литературные связи 378
§ 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса 381
Предметный указатель 384
Именной указатель 397


Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки»1. Эти дисциплины являются одновременно и служебными, и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности — это владение ее техникой, ремеслом в самом высоком смысле этого слова.

 


О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."


 

 

.

 

 

 

Общеобразовательные

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература:

К уроку литературы

К сочинению

Анализ текста

Готовые сочинения

Экзамены, тесты

Студентам

Кратк. содержание

Произведения

Рефераты

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия 

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и др.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки 

Справочники

Рефераты

Прочее

Помоги нашему сайту alleng!
Задонатить можно здесь:





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Copyright  © 2006-2024    alleng.me, alleng.ru, alleng.org,  Russia,   info@alleng.me

         

Контакты